Пресса

Искусство как служение

16 сен 2025
Искусство как служение

Александр Бабенко: искусство как служение

 

Александр Бабенко — имя, хорошо известное в мире искусства. Актёр, режиссёр, хореограф. За его плечами — годы служения сцене, яркие роли и любовь зрителей.

В этом интервью Александр делится размышлениями о важности духовного начала в искусстве, о борьбе с ленью, как главном препятствии на пути к успеху, и о том, какие роли мечтает воплотить на сцене.

Александр, здравствуйте! Вы работали в самых разных жанрах — от балета до мюзикла, от оперетты до рок-спектаклей. В каком из них вы чувствуете себя наиболее «дома»? И есть ли жанр, который ещё не покорился вам, но очень манит?

Я родился в семье артистов. Поэтому с детства часто находясь за кулисами и глядя на то, как выступают мои родители, конечно же, я не мог не заразиться любовью к искусству. Музыка тоже завладела душой с детских лет. Я очень любил народные песни и песни военных лет, многие из которых меня научила петь моя любимая бабушка. В советской школе на уроке пения мы изучили практически весь патриотический песенный материал. А ещё я очень полюбил народные танцы. С большим удовольствием смотрел по телевизору выступления коллективов народного танца и подражал им. Мне очень нравились кавказские танцы: грузинские, армянские, азербайджанские… Я прямо перед телевизором танцевал лезгинку, крутил пируэты, прыгал в колени, как они это делают. Ещё с восторгом смотрел выступления ансамблей народного танца: Игоря Моисеева, молдавского ансамбля танца «Жок», Красноярского ансамбля танца Сибири, ансамбль танца Вирского, казачьи коллективы, цыганские и т.д. Долго можно перечислять. А когда мне друзья во дворе дали послушать кассету, из которой на меня обрушился всей своей мощью и красотой тяжёлый металлический рок, не влюбиться в этот стиль я просто не мог. По сей день любовь к данному стилю сохраняется с той же силой, что и тогда. Конечно же, не могу не сказать о восхищении творчеством Майкла Джексона, Фреда Астера, Махмуда Эсамбаева, Владимира Шубарина, Владимира Васильева, Михаила Барышникова, Андрея Миронова…. Могу долго продолжать. В общем, так мной завладели три основные виды искусства: танец, пение и профессия актёра.

По балету, конечно же, я сразу пошёл по профессиональной линии, поступив в Одесскую балетную школу, после окончания которой поступил в Кишинёвское музыкально-хореографическое училище. Свои первые шаги на профессиональной сцене я начал в качестве артиста балета. Но любовь к пению не оставляла. Дома я пел очень громко и регулярно, на радость соседям. В театре тоже: до работы, в перерывах после работы, включал в гримёрке любимую музыку и, можно сказать, орал песни отечественных рок-групп, таких как Ария, Чёрный кофе, Мастер, Круиз… пел песни любимых Одесских рок-групп — Бастион, Кратер, Фокус… Много критики слышал в свой адрес и советов не распыляться. Но я не слушал данных советов и начал, вдобавок ко всему, учиться играть на гитаре, на барабанах, а ещё посещал тренировки в тренажёрном зале и занятия восточными единоборствами. Родителей всё это очень беспокоило: «Слишком много всего хочешь, это неправильно». Я говорил: «Да, много чего хочу». Я верю, что так можно. Но есть же у меня на это свободное время. Ну, действительно, в детстве и юности есть много свободного времени, когда ещё не обзавёлся своей семьёй, ни жены, ни детей… А если вдобавок не куришь и не пьёшь, то свободного времени ещё больше. За трезвый образ жизни спасибо моей бабушке Клавдии, которая сумела объяснить доходчиво, толково и мудро, почему нельзя этого делать. Это мудрейший человек, настоящая бабушка!!!

 Не скажу, что я совсем не отдыхал. На это было достаточно жизненного пространства. Я любил гулять, путешествовать по своему родному городу Одессе. Я очень любил ходить к морю в любое время года. Море очень успокаивало, спасало от любой хандры, депрессии… Это такая удивительная стихия, мощная, добрая.

Учёбу игры на гитаре и барабанах я оставил, так как осознал, что таланта в этом отношении Бог мне не дал, и я принял для себя нелёгкое решение прекратить тратить на это время, а лучше заняться тем, что мне более необходимо, что больше получается, к чему виден хороший результат. Поступил в театральный институт в Екатеринбурге, который закончил дважды. Сначала отделение «актёр драматического театра и кино». Затем продолжил обучение на факультете «режиссура драмы». Естественно, не бросая хореографию, которой продолжал заниматься профессионально. Ну это я так вкратце, конечно, рассказываю. Хотя всё равно долго получается. Потому что, если рассказывать всё подробно-подробно, где, что, как и когда, это будет ближе написанию книги, а не статьи.

 Пройден большой, а может даже огромный путь. Становление артиста шло методом проб и ошибок, смелых и дерзких решений в жизни, рисков… Риски, конечно же, влекут за собой травмы, срывы, и физические, и психологические. С этим тоже пришлось справляться. Можно было даже и погибнуть на этом пути, если проявить слабость. А она, коварная, подстерегает. Люди в большинстве своём ленивые. Порой настолько ленивые, что даже не хотят бороться за свою собственную жизнь. Лень — это самый страшный враг человека и человечества. Корень практически всех пороков, всех бед — лень. Это серьёзная проблема и первый враг абсолютно всех людей.

Этого врага нужно обязательно победить, если хотите жить счастливо и хотите чего-то добиться в своей жизни. Но победить лень раз и навсегда невозможно!!! Её можно победить день в день. В конце дня, вечером, проанализировал ситуацию… Ага. Я, наверное, сегодня лень победил на 91%. А завтра, вот по-честному сказать, на 50%, да? Так, чтобы на 100% победить лень, ну, наверное, это очень сложно. Но её надо побеждать!!! С самого утра начинать этот бой. Не позволять себе спать больше, чем нужно. Не пересыпать! Не переедать! Не делать себе поблажек и не жалеть себя!… Об этом тоже можно долго размышлять. Но, главное — если мы часто побеждаем лень, мы больше успеваем в этой жизни. И в профессии, и в личной жизни, и во многом другом. Вот такой вот мой ответ насчёт количества жанров и профессий, которыми удалось овладеть и которые, слава Богу, использую по сей день в своей профессиональной деятельности. Танец, вокал, актёрская профессия, режиссура, хореография.

 

Есть ли роль, которую вы ещё не сыграли, но мечтаете воплотить на сцене?

Роль, которую ещё не сыграл, конечно, есть. Я думаю, что таких ролей очень много, я даже представить себе не могу, какие именно роли не сыграл. Но знаю точно, что я не сыграл очень много ролей, которые по праву мои, которые меня ждут. Сыграю или нет, зависит не только от меня. То, что зависит от меня, я делаю, надеюсь, ещё сделаю, с Божьей помощью.

Что конкретно желаю сыграть в ближайшее время, пока промолчу. Если, даст Бог, всё получится, об этом, конечно же, станет известно. В Московском государственном академическом театре оперетты я служу уже 25 лет в должности артиста балета, поэтому актёрские роли мне дают не так часто, как хотелось бы, но зато, «редко, да метко», как говорится, и это моё счастье.

 

Если поговорить вкратце о некоторых из этих ролей, то с удовольствием назову роль «Маугли», в одноимённом мюзикле Владислава Сташинского, которая принесла мне главную театральную премию страны «Золотую маску», а также «Золотого витязя», роль Пьеро в «Мистере Икс» Имре Кальмана, Золотое божество в «Баядере» Имре Кальмана, Мистера Бима в спектакле «Бал в Савойе» Пола Абрахама, Бошана в мюзикле «Монте-Кристо» Романа Игнатьева, Придворного шута в мюзикле «Каприз императрицы» Максима Дунаевского, роль Доброго волшебника из сказки «Золушка» Андрея Семёнова (маленькая, но очень любимая мной роль), не могу не вспомнить очень сложную, но сильную роль Смерти в русской версии французского мюзикла «Ромео и Джульетта»… А вне стен любимого театра тоже были сыграны замечательные роли, такие как кот-волшебник Мистофелис из русской версии английского мюзикла «Кошки» (CATS), роль Орфея из одноимённого оперно-драматического спектакля композитора Евстигнея Фомина, в котором мы играли вместе с моей женой Светланой Бабенко, по сей день играю роль вершителя судеб Намо в рок-опере «Лэ о Лэйтиан» Людмилы Смеркович… Думаю, нужно останавливаться в перечислении. Слава Богу за всё!

Мне важно, чтобы роли соответствовали моему внутреннему миру, прежде всего, моей вере православной, служили Богу и людям во имя добра.

В наше время поклонение сатанизму и заигрывание со злом, уж очень частое явление у многих деятелей искусства. Лично я в этом участвовать не желаю и другим не советую. Плохо это! Очень плохо!

Что для вас является решающим фактором при выборе проекта для режиссуры? Есть ли какая-то тема или жанр, который вас особенно привлекает как режиссёра?

В предыдущем вопросе я уже говорил: важно, чтобы то, что предлагается, соответствовало моему внутреннему миру, моим видениям, воззрениям, прежде всего, религиозным, было согласно с учением православной веры, с её догматами, с тем, чтобы это было Богоугодно.

Как говорил мой мастер, Вячеслав Иванович Анисимов, профессор актёрского мастерства и режиссуры Екатеринбургского государственного театрального института: Есть три вида театра.

1. Есть театр, воспитывающий душу.

2. Есть театр, развлекающий душу — это менее ценно в духовном плане, но, тем не менее, это не порок. Душе тоже иногда нужно развлечение, если это, конечно, без пошлости, чтобы не посещало уныние, разгонялась тоска и т.п.

3. Есть театр, растлевающий душу. Вот это очень плохо, и этого быть не должно, это тяжкий грех. Лично я с таким театром не желаю иметь никаких отношений.

Касательно жанров, ну, конечно же, меня особо привлекает жанр в стиле рок, поэтому я и создал свой авторский проект — «Рок-Театр», и работаю над созданием рок спектаклей, рок проектов, но это не единственное, что меня увлекает. Я не люблю заниматься чем-то одним, мне становится скучно. На сегодняшний день я продолжаю играть в опереттах, в мюзиклах, потому что очень люблю эти жанры, и, более того, скажу, что оперетту люблю больше, это мой жанр. Оперетта всегда заканчивается хорошо, она всегда про любовь, про чистые, искренние чувства. В оперетте не бывает грязи, измены, лукавства… Душе хорошо и приятно находиться в этом прекрасном, добром и чистом мире.

Вы ставили хореографию и для цирка, и для поп-исполнителей. Что сложнее: заставить фавна танцевать или звезду петь и двигаться одновременно?

Считаю, что и то и другое одинаково непросто. Самое главное — это движение навстречу друг другу. Вот если оно происходит, всё получится, а если это движение в одном направлении, то либо ничего не получится, либо получится, может быть, и не сильно плохо, но уж точно не сильно хорошо. А нужно так, чтобы было всегда сильно хорошо, по-настоящему хорошо, не должно быть полумер. Ведь нельзя любить наполовину, нельзя служить наполовину, нельзя воевать наполовину… Кому это нужно? Да никому.

Вы ставили хореографию для Рената Ибрагимова в Кремле, для цирковых номеров и даже для поп-певицы на СТС. Какой из этих опытов был самым неожиданным или потребовал самого необычного подхода?

Все постановки по-своему были необычными, и часто приходилось рисковать, идти через сомнения: смогу ли, потяну ли? Это тоже очень сложная внутренняя борьба, с которой приходится иметь дело довольно-таки часто, особенно когда чего-то в жизни ещё не делал подобного, или бывают большие перерывы в работе, и уходит навык, смелость. В эти моменты не остаётся ничего иного, как через «не могу» себя побеждать, побеждать эти страхи и сомнения. Каждая постановка, даже своя авторская, конечно же, вызывает сначала страх: смогу ли? Сумею ли? А вдруг будет зря потрачено время, а вдруг будут, скажем, даны ложные надежды людям, которые ждут, чего-то интересного, чего-то необычного, чего-то хорошего?.. Данный процесс — это постоянная борьба.

В списке ваших работ есть «Рок-перформанс «НАШ ВЫСОЦКИЙ — без лишних слов…». Что самое сложное в том, чтобы говорить о Высоцком «без лишних слов»?

Данный проект — это проект длиною почти во всю жизнь. С детских лет, как только я услышал песни Владимира Семёновича Высоцкого, они тронули мою душу до самой её глубины, и чем дальше, тем сильнее будоражили моё воображение эти песни, стихи, манера их исполнения, глубина, такая сильная, мощная, настоящая актёрская, драматическая глубина. Высоцкий пел настолько проникновенно, что остаться равнодушным было невозможно даже ребёнку. По мере взросления, по мере приобретения актёрской и режиссёрской профессии, пройдя большой путь работы с мастерами режиссуры, с мастерами актёрского дела, работы, с учителями, наставниками, с моим любимым мастером Вячеславом Ивановичем Анисимовым, я приближался к смелости дерзнуть и взяться за этот материал. Все артисты знают, что браться за исполнение песен Владимира Высоцкого, это большой риск, огромный риск перед публикой, перед слушателями, которые его очень хорошо знают, любят, и у них у всех есть свои стереотипы и видение того, как должен звучать Высоцкий. А Высоцкий звучать должен только в оригинале, вот и всё! Да! Но нельзя же позволить себе пройти мимо этого сокровища, мимо чего-то невероятного, глубочайшего, очень ценного для русской души, для советского человека, для актёра… Ничего не оставалось, как рискнуть. Знаю точно, что пытаться подражать категорически нельзя! Нужно найти в этом что-то своё. И вот долгие поиски, эксперименты, риски, привели к решению создать проект в стиле рок. Когда мы с коллективом Рок-Театра, с моей супругой, моей главной помощницей во всех проектах Светланой Бабенко, с Дмитрием Бозиным, Константином Скрипалёвым, Софьей Торосян, Адамом Талиным, взялись за это дело, три года было потрачено для создания данного проекта. Как показала практика, время было потрачено не зря. Слава Богу!

Каким вы видите Театр Пластики и Драмы через 5–10 лет?

Не могу сказать, я очень надеюсь, что он продолжит своё существование, всё зависит не только от нас, я верю и надеюсь, что Господь даст силы, даст возможности продолжать творить, продолжать сохранять этот замечательный коллектив, группу «Рок-Театр», моих друзей и единомышленников: Дмитрия Бозина, Константина Скрипалёва, Адама Таллина, Софью Торосян, Елену Воронову, Алексея Харитонова, и всех, кто с нами сотрудничает и работает. Надеюсь, будут ещё добавляться в наш коллектив новые и старые друзья, будет ещё появляться что-то новое, интересное, и я очень надеюсь, что будет получаться то, что мы создаём. И, конечно же, вся надежда на помощь Божью (хотя сами плошать мы не собираемся). И, как пел Владимир Высоцкий, «…надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк, и молимся, чтобы страховка не подвела».

Вы часто работаете с мюзиклами. Какой мюзикл вы бы никогда не согласились поставить, даже за очень большие деньги? И почему?

Очень хороший вопрос. Спасибо за него! Не только мюзикл, но и спектакли других жанров не желаю ставить ни за какие деньги, если они сеят зло, несут разврат или соблазн. В святом писании написано: «Горе тому, через кого идёт соблазн…» Евангелие от Матфея (18:7). В моей жизни были предложения, от которых я отказывался именно по этой причине, не взирая на то, что мне данные отказы перечёркивали продвижение по служебной лестнице, ставили в тяжёлое финансовое положение и пр. На Руси говорят: береги честь смолоду! Надо беречь честь и беречь совесть. Надо! Чтобы потом стыдно не было перед потомками.

Ну, здесь, конечно, хотелось бы ещё пояснить: актёрская профессия, действительно такова, что сегодня мы играем шута, завтра — короля, послезавтра играем ангела, послепослезавтра — демона и т.д. Профессия заключается в том, чтобы сыграть любой необходимый образ для замысла спектакля, для его сверхзадачи, но… ведь важно, какая это задача, что задумал режиссёр, и в рамках этой задумки, что предпринимает актёр для воплощения своей роли… Не грех, сыграть злого человека, нечистую силу, демона или бандита. Вопрос состоит в том, с какого ракурса зритель увидит эту силу, эту личность, и какие сделает выводы в итоге. То есть, если играть так, чтобы показать воочию людям, что зло — это отвратительно, ему категорически нельзя подражать, ясно и доходчиво объяснить, что зло рано или поздно будет повержено и возмездие неминуемо, то это правильное отношение к делу, от которого отступать нельзя. А если играть бандитов, как героев, и смысл будет таков, что это нормально, даже круто, мол, можно быть таким… А что: лёгкие деньги, слава, крутизна. Или играть демона, как хорошее существо, обаятельное и всем своим видом говорить: «Да, нет, не злой он, ну, сказки всё это, глупости, бес вообще очень даже симпатичный». С клыками, когтями и рожками? Ну и что! Зато такой, крутой и не скучный. В наши дни именно так и подаётся данная тема тьмы и в театре, и в кинематографе, и в мультфильмах. Особенно в западных, но, к сожалению, и к нам это переползает со страшной скоростью. Опомнитесь, люди! Кара Господня неминуема! Это надо знать, об этом надо помнить и не забывать!

И ещё никогда нельзя забывать, о том, что дьявол очень хитёр — он в мелочах. И надо быть крайне бдительным и внимательным, чтобы эти мелочи разглядывать. Это порой очень сложно, но надо бдеть. А чтобы была помощь свыше, этому бдению, нужно не забывать о молитве. Надо пребывать с Богом, и тогда будет легче.

Многие ваши проекты — это «спектакли в стиле РОК». Что вас так привлекает в этом жанре?

Как я уже говорил, рок я люблю с детства и по сей день. То есть я оказался не тем человеком, который любил эту музыку, отдавая дань моде. В своё время это было модно, и многие слушали рок, одевались в стиле рок только лишь потому, что это было модно. А потом, когда рок перестал быть модным, эти люди сменили имидж и стали слушать другую музыку. Данный факт указывает на то, что их любовь была не искренней. Не буду осуждать, я сейчас о другом. В то время мне самому было трудно разобраться в данном вопросе, но время показало, что я действительно полюбил рок, раз и навсегда, по-настоящему. Западная рок-музыка, конечно же, уникальная, талантливая и красивая, но тексты… Пока не знаешь перевода, слушаешь с упоением, но как только начинаешь переводить, то ужасаешься от смысла, а чаще от бессмыслицы, и ещё, в текстах западных рок-групп много сатанизма, сквернословия, призывов к насилию, к низменным страстям и т.п. Есть, конечно, исключения, но их не так много, как того бы хотелось. Моя душа возрадовалась, когда стали появляться наши отечественные рок-группы, причём качественные группы, с хорошими, умными и созидательными текстами. Ведь советский рок, он был светлым, несмотря на ту же ноту протеста, которая присутствовала в роке, и в нём часто присутствовала высокая поэзия, были смыслы, которые вели светлым мечтам и горизонтам. Например, группа «Чёрный кофе» с девизом Дмитрия Варшавского «За светлый метал!» Всё это оставалось в памяти, в сердце, в душе. Мне всегда нравилось это. Да, тяжёлый, да, металлический, да Рок, но светлый, созидающий и объединяющий:

«Это рок всех собрал под своим крылом.

Рок с тобой, он со мной, он зовёт за собой.

Это рок!»

Или

«Ветер надежды ворвался стремительной птицей.

Верю, как прежде, в тот сказочный сон, что мне снится.

Пасмурный день прояснится, свет над землёй воцарится».

Это прекрасные слова, прекрасные тексты, это настоящая поэзия, не стихосложение, а поэзия положенные на качественное и талантливое роковое звучание:

 «Поздний закат летнего дня, млечный путь ждёт меня.

Нам есть о чём говорить, меж нами прочная нить.

Вместе так легко, так легко,

нас вдвоём вдаль зовёт, маня, звёздный водоём.

Просто нет сил, нужно успеть за день разыграть сотню дел.

Только важнее очередей всех магазинов, кроссов в метро,

просто метро ночного пути, где ждёт рассвет впереди».

Какая романтика и какие чистые отношения между мужчиной и женщиной, или между юношей и девушкой. Они прослеживаются здесь, это настоящая любовь. И при этом обязанности, которые нельзя забывать, долг, честь… «Нужно успеть за день разыграть сотни дел!…» КЛАСС!!! Это же формулировка той жизни, которая нас неминуемо ждёт, и мы должны быть к ней готовы. Данные песни готовили нас к этой жизни.

 

Или, например, песня группы «Ария»:

«Встань, страх преодолей.

Встань в полный рост.

Встань на земле своей

и достань рукой до звёзд!».

Это же тоже девиз, который становился девизом (маячком) по жизни. Эти девизы помогали жить, помогали справляться с трудностями, побеждать в безвыходных ситуациях.

Вот он русский рок. Я его люблю до сих пор.

С 2022, когда началась специальная военная операция, не знаю почему, но я даже самые любимые западные группы не могу слушать.

 

Приближаясь к теме рок-спектаклей: Мне с давних пор очень хотелось поставить спектакль, где будут задействованы композиции моих любимых рок-групп. Именно спектакль, а не театрализованный концерт. Так появился спектакль в стиле рок «Паганини». Вернее, сначала он появился, а потом в него вошёл рок. У группы Ария есть песня, посвящённая Никколо Паганини. А музыка маэстро Паганини и история его непростой жизни, можно сказать, роковой жизни, меня увлекли ещё в детские годы, после просмотра потрясающего советского фильма с одноимённым названием «Никколо Паганини». Фильма, совместного с болгарами, если я не ошибаюсь. Ну, вот этот наш классический четырёхсерийный фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. Я был потрясён увиденным: история жизни артиста, музыканта, композитора, у которого была очень тяжёлая судьба, но, несмотря на это, он честно шёл по выбранному пути и делал своё дело, делал его очень хорошо, виртуозно владея своим любимым инструментом (скрипкой), не останавливаясь ни на миг, постоянно продолжая совершенствоваться всю свою жизнь до самой смерти. Терпел несправедливые упрёки. Против него целые компании затевались с тем, чтобы его очернить, раздавить, уничтожить, сбить с истинного пути, сломать. Но не сломали, не смогли. И он продолжал играть, продолжал дарить своё искусство миру и оставил человечеству величайшее наследие – свои бессмертные произведения. По моим ощущениям, это был рокер своего времени. Первый рокер во вселенной. Таково моё мнение. Так вот, послушав очередной раз песню группы Ария «Игра с огнём», я понял, что эта песня должна быть в данном спектакле. Но ведь она же не может быть одна, единственная. Так не должно быть. А как быть, если все остальные песни написаны не о Паганини? Работа, труд, долгие размышления на эту тему и, естественно, процесс самой постановки подсказал ключик: совершенно необязательно, чтобы все песни были конкретно о нём написаны. Одной абсолютно достаточно. А все остальные песни просто ложатся на его характер. Они очень схожи с теми этапами биографии итальянского виртуоза, через которые он проходил свой нелёгкий путь. А у группы Ария очень много песен с железным характером, с железной волей, про людей крепких духом, сильных, несгибаемых. И смотришь, так там почти все песни подходят к личности Никколо Паганини. Дальше только смотри и выбирай.

И как сказал Дмитрий Бозин в одном из интервью: «Мы думали не какую песню взять в спектакль, а от какой отказаться», потому что их было так много и все любимые. Ну вот, остановились на девяти песнях. И работаем с этим проектом вот уже 10 лет. Этот год юбилейный для нашего спектакля. Первый юбилейный показ состоялся в день памяти Никколо Паганини, 27 мая 2025 года, а второй мы запланировали 22 сентября, который состоится в культурном центре «Меридиан». Начало в 19:30. Поэтому приглашаю всех зрителей, всех, кто прочтёт данную статью, на очередной юбилейный рок-спектакль «ПАГАНИНИ» (10 лет со дня премьеры). Будем очень рады видеть всех!!!

Билеты на спектакль

Если бы вы могли поставить любую оперу или оперетту, не ограничиваясь бюджетом и возможностями, что бы это было и почему?

Скажу так: если бы действительно не было бы ограничений в бюджете, никакого давления на режиссёров, какое бывает и очень часто, от тех, кто платит и желает «заказывать музыку»… то, скажу, наверное, страшную и абсурдную фразу: я бы ставил «провальные» проекты! В каком смысле провальные? Да те самые, которые считаются в наши дни не форматом, те, о которых говорят, что это публике не нужно, что это публике не понравится, что такое сейчас нельзя ставить, что это старомодно и так далее… Понимаете, о чём я говорю? Я бы выбирал темы: православные, исторические, сюжеты по русским былинам, сказкам добрым, я бы, возможно, брал какие-то забытые советские оперетты и ставил их в стиле старого доброго кино, или старых добрых оперетт. Но, конечно же, они всё равно бы имели наполненность современным дыханием, потому что современные актёры, особенно молодёжь, конечно же, привносили что-то своё, молодое, дерзкое, но задачи для них ставились бы, как в лучших традициях советского периода, без каких-либо пошлых модернизаций, без того, чтобы актёры выходили на сцену в классике в чём попало, или как попало (обнажёнными, ругающимися матом и т.п.). Вот чтобы этой пошлости даже духу не было на сцене, а чтобы была эстетика, была красота, доброта, тепло, уют.

Что помогает вам оставаться в тонусе и никогда не опускать руки?

Прежде всего вера в Бога, православная вера, конечно же, близкие люди, самые близкие: семья, потом друзья, коллеги, единомышленники, кумиры, глядя на которых смотрю и учусь, укрепляюсь и вдохновляюсь. Многими из кумиров являются люди, с которыми я работаю бок о бок, перечислять не буду, их очень много. Ну, и, конечно же, любовь: любовь к профессии, любовь к тому, что я делаю.

Приходилось ли вам играть роли, которые вам были не по душе? И как вы выходили из этой ситуации?

Вроде бы нет, приходилось отказываться от ролей, я об этом уже говорил, и от предложенных постановок приходилось отказываться, потому что они были не по душе. Очень надеюсь, что таких ролей в моей жизни не будет никогда. Дай Бог, чтобы так и было. Мы не знаем, что с нами будет завтра, очень надеемся, что Господь не даст упасть в отчаяние, не введёт во искушение, и избавит от лукавого.

Вы играли Джинна в «Волшебной лампе Аладдина». Если бы у вас была возможность исполнить три желания, что бы вы загадали для себя и для театра?

В каждый период жизни, мне кажется, все задумываются о том, а если бы была золотая рыбка или джин, какие бы желания загадать? Сегодня, по истечении долгих лет, огромного опыта жизненного и сценического, я скажу, что не хотел бы такого предложения и такой возможности. Это ведь большой соблазн. А что бы загадать себе? А что бы вообще загадать? Есть такое выражение или даже это истина: «Мечтайте осторожней, мечты сбываются». Мы ведь не знаем, что для нас полезно. Святые отцы учат молиться таким образом: «Господи, дай мне полезного». Они предупреждают нас: не просите того, чего хочется. Просите того, что вам полезно, потому что вы сами не знаете, что для вас полезно. То, что вам кажется для вас хорошо, может быть совсем нехорошо или даже губительно для души. О чём первая мысль приходит у людей? Благополучие, да? То есть деньги. И казалось бы, это рай — земное счастье. Но разве в деньгах счастье? Деньги нужны для существования, это понятно. Но вопрос количества денег. Денег никогда не бывает много, их всегда мало, их всегда не хватает. А самое главное — это умение расходовать деньги, жить по средствам. А далее не сойти с ума, имея деньги и власть. Люди порой теряют себя. Как говорят: «Хочешь узнать человека, дай ему власть». Дали власть и… понеслось. Корона на голове, отношение к окружающим изменилось, к родным и близким и так далее, и так далее, и так далее. Порой посмотришь по сторонам: «Не дай Бог! Господи, лучше не надо такого «счастья»!». А молитва о том, чтобы дал, Господь полезного, — это самое важное! И Господь даст столько, сколько надо на жизнь, на пропитание и для счастья. Молитва к Богу не ограничивает нас в желаниях и в просьбах. И то, что может Господь дать по молитве: «Господи, дай необходимое», это намного больше, чем три желания. А три желания могут ограничить, а дальше всё, стоп. Счастье ты не загадывал. Деньги — да, власть — да, что там ещё? Ну, здоровье, пожалуйста, да. А счастье? А любовь? А любви нет. А без любви может ли быть счастье? Ну и так далее…

Вы ставите «Паганини» в стиле рок. А если бы вам предложили поставить «Лебединое озеро» как рок-оперу, вы бы согласились?

Ну, вот если говорить о Лебедином озере, не стал бы я делать его в стиле рок, потому что для всего должно быть своё место, свои рамки, стиль и жанр. Я бы с удовольствием поставил балет в стиле рок, но не Лебединое озеро, зачем его коверкать, зачем осквернять? Зачем ставить Лебединое озеро в стиле рок, оно уже поставлено в стиле классики, и очень хорошо поставлено, на века. А когда этот шедевр пытаются сделать «по-современному», на мой взгляд, это профанация. Хотите сделать что-то по-новому, по-современному, берите другой сюжет, ставьте, пожалуйста. Нет, не хотят, потому что это сложный путь. А вдруг не получится? А ещё очень непросто убедить публику прийти на что-то новое, непонятное, неизвестное, не раскрученное… Самый простой способ взять классику, которая уже создана гениями, любима и признана широкой аудиторией, и просто её переиначить, а дальше сказать, — «Это моё!». Так многие делают в наши дни. На мой взгляд, и на мой вкус, из того, что я видел в интерпретациях балета Лебединое озеро, мне ничего не нравится. Тот же Матс Эк, которого я уважаю, как хореографа, он талантливый постановщик, взять, к примеру, его спектакль «Дым» с великолепной Сильви Гиллем, или его версию балета «Кармен», это талантливо и интересно, а вот его интерпретации балетов «Жизель» и «Лебединое озеро», лично я не приемлю. Уродство, одним словом! Эти большие руки у маленьких лебедей, уродливые персонажи с лысыми деформированными головами и корявой пластикой, принц Зигфрид ведёт себя, как умалишённый и т.д. А в «Жизели» вообще он донага раздевает главного героя, неоправданно абсолютно, пошло. И главную героиню, зачем-то раздел. Пластика и хореография совершенно не согласуются с музыкой. Музыка нежная и красивая, а танцовщики двигаются под эту музыку коряво, страшно некрасиво. Если автор хореографии задумал показать патологию, изломанную судьбу героини таким жёстким образом, так нужно взять другую музыку, современную, которая отразит и оправдает корявость, странность, изломанность… Но тогда это будет уже не так привлекательно для информационного шума, для рекламы и привлечения внимания публики. Есть балет Матс Ека «Апартаменты». Может, кто-то скажет, что это шедевр, я не соглашусь (и это право каждого). Но это открытый путь к самовыражению: новый сюжет, индивидуальный взгляд на мир и свобода в действиях. Так и надо поступать всем, кто желает самовыражаться, но не брать классические шедевры для своих «экспериментов», опошляющих красоту (поясню, что я НЕ имею в виду редакции классических балетов (шедевров), такими мастерами, как Григорович, Вайнонен, Бурмейстер…, а речь идёт о деформации классического наследия). Хореограф Мэтью Борн тоже поставил свою редакцию Лебединого озера. Как хореограф он интересен, в его хореографии есть интересные комбинации, стиль, но… извините, смысл??? Содомия! Лебедь – мужчина. К чему это? Подобные вещи категорически неприемлемы для сцены. На западе они беснуются уже давно, а в России этого точно быть не должно! Но, к сожалению, к нам «это» привозят, и давно уже подобное ставят в разных театрах. Я считаю, это ужасно! Ну разве в этой грязи есть талант, есть какая-то сверхидея, красота, эстетика? Нет! Лично я за эстетику и красоту. Именно поэтому так сильно люблю классическую оперетту, оперу, балет, народные танцы и песни, а также классический светлый металл. В классике нет грязи и пошлости, сквернословия, оголения и прочего безобразия.

Представьте, что ваша жизнь — это спектакль. Как бы он назывался, и в каком жанре был бы поставлен?

Это трудный вопрос, не знаю на него ответ. Мне, кажется, говорить об этом должен кто-то другой. А что касается меня, то пока Господь даёт силы, даёт время, то хотелось бы оставить в этой жизни как можно больше духовного, доброго, светлого.

Спасибо за приятную беседу!

Жду вас на наших спектаклях и концертах. Буду очень рад видеть!

Храни вас Господь!

 

 

 

Ссылка на первоисточник: https://musicfirework.com/2025/09/16/aleksandr-babenko-iskusstvo-kak-sluzhenie/